Моя война в трех страницах | Билли Токарев


01.06.2014

Знаете, мое детство было беззаботным до переезда в город. Это был вынужденный переезд,  в связи с военными действиями у нас в районе. Я помню это утро – странное, шумное. Мать зашла в мою комнату около 8 часов утра и повелела встать не замедляясь. Еще она сказала что началась война и нужно уезжать в город. В моей голове промелькнуло…хотя, я не помню что именно. Жалко, что не удалось пойти в школу. Собирая вещи я первым делом полез за наклейками в шкаф, за наклейками собранные мною за 2 года. Роберто Баджо, Паоло Мальдини, Филиппо Индзаги и другие игроки сборной Италии лежали в картинках рассыпавшись по пыльному дну моей сумки.

В доме царил хаос. Выходить во двор не разрешалось никому из детей. То есть мне и старшим братьям. Помню, как дедушка вернулся с улицы и рассказал как свистят пули, нарушая утреннюю тишину сельской жизни. Однако позже он отправился к соседям, которые долго ему не открывали дверь. Можно было их понять. В ту минуту хаос и страх царили не только в нашем доме. Прошло уже около 15 лет, но до сих пор никто не может объяснить поведение матери в тот час. Она принялась достирывать отцовские рубашки. Наверное это было самое неуместное занятие, учитывая то, что она стояла во дворе и время от времени был слышен звук автоматной очереди.

Хорошо, что отец год назад купил ВАЗ-2106. Наверное, пришлось бы прятаться в холодном подвале забитым домашним вином, приготовленным отцом. Мы забили машину одеждой, одеялами, в багажнике окутанными коврами лежали банки соленья и варенья. Поездка предстояла вроде бы и простая, и в то же время непредсказуемая. Перед отъездом возникла дилемма. В машину помещалась наша семья - родители, и я с братьями. А как быть с дедушкой и бабушкой?! Отец категорически не желал их оставлять дома одних. Он был в замешательстве. Дорога займет около 2-х часов, никто из людей не знал что может произойти за это время. Вернувшись за родителями, он мог их не застать живыми. Больно это писать, больно даже думать о том, что невинных старика и старуху может убить война. Особенно когда речь идет о твоих близких.

Скрепя сердце мой отец тронулся спасать семью, без своих родителей. помню что раньше действующий выезд из села был всего один. Другой же, удобный для нас, людей живущих на центральной улице, был уже несколько лет перекрыт из за возникающих время от времени оползней. Мы не успели завернуть, как впереди,  метрах в 30 от нас появились двое людей с автоматами. Они что то громко кричали и стреляли в воздух.  Мне тогда было 8, и думаю не только для 8-летнего ребенка их вид и поведение показались страшными. Мы затормозили, а эти  парни направлялись прямо на нас. Подав назад на несколько десятков метров нам встретился сосед, который сообщил что дорога с утра открыта, и если мы проедем прямо то сможем выбраться из села. По словам этого человека, чеченцы не собирались убегать от войны, вернее от тех кто ее начал. Говорил что с голов мирных жителей, если они не служат в милиции не упадет ни один волос, но все же посоветовал уехать.

Милиция. Как гордо звучало это слово после окончания военных действий. Немало погибло милиционеров в те дни. На третий день погиб мой дядя. Не могу удостовериться в точности этой информации, но родственники говорили что они с напарником спрятались в поле, расположенном над дорогой ведущей к нам в село. Его напарник предлагал бежать, на что дядя Рустам ответил отказом и пошел в атаку. В течении 15 минут его не стало. Из них двоих не стало только его. Позже в его честь возложат бюст возле кладбища на котором он похоронен. На центральном кладбище города Хасавюрт. Кто то после пожевывая усы будет рассказывать как он погиб исполняя долг милиционера.

Вернемся к тому как со слезами на маминых глазах, мы выезжая на трассу провожали движущиеся в самое пекло войны солдат, сидящих в грузовиках. Молодые ребята в касках и в комуфляже. Такое количество русских людей я видел только по телевизору. Один за другим грузовики УРАЛ с Липецкими номерами проезжали мимо нас. Мать плакала все сильнее и сильнее. О чем мы говорили, и что видели по дороге я смутно помню, поэтому напишу о том, что было по приезду в город. Отец нас высадил у незнакомого мне подъезда, мы выгрузили всю нашу одежду и одеяла на лестничную площадку и отец уехал за родителями. Мы впопыхах поднялись на третий этаж, мать достала ключ и открыв дверь сказала что это теперь наш дом на неопределенное время. понятие это оказалось растяжимым, резиновым. до этого момента я не знал к кому мы едем, как и не знал о том, что в свое время родители запаслись однокомнатной квартирой в городе. 

Она была очень маленькой, как и кухня, как и ванная комната объединенная  с уборной комнатой. Вместо кроватей было 2 кресла, вместо телевизора – радио, а вместо двора с яблочными деревьями был грязный, заброшенный заваленный мусором балкон. Довольно неожиданное и странное путешествие для 8-летнего мальчишки начитавшегося сказок братьев Гримм о волшебстве и странствиях в светлые края. Брат включил радио и мы разбирая вещи из сумок, стали слушать новости.

А началось оказывается все за несколько часов, до того как я проснулся. На возвышенности, возле нашего села стояла охраняемая телевизионная вышка. В то утро возле нее, отбивая атаки погибли двое милиционеров. Приняв первый удар на себя, им ничего не оставалось кроме как стрелять во врагов пока не закончатся патроны. Не знаю, какие мысли у них были в голове в тот час. Не знаю, после какого магазина перед их глазами пронеслась жизнь, правда лишь в том, что я мысленно жму им руку за стойкость, бесстрашие и решительность в столь коварной ситуации. В честь одного из них в нашем селе названа одна из улиц ведущих к центру. Наверное мало кто знает об этом, а те кто знают даже не вспомнят.

Этот город казался огромным до безумия. Во дворе бегали девочки несколько младше меня, временами поглядывая на новых, суетливых соседей. Мне вспомнился мой класс. Одноклассники, одноклассницы которых я не скоро увижу. Даже если кто то из них вспоминал сейчас меня, то не знал где я нахожусь и когда в следующий раз судьба нас сведет, так же и я, стоял на цыпочках чтобы не испачкать носки и смотрел на двух девочек с кучерявыми волосами и придавался судьбе что умеет таки сворачивать с прямой. Время от времени по радио объявляли что убит милиционер, что боевики заставляют местных жителей копать окопы. Услышав подобное, мать всякий раз вслух вспоминала своих младших братьев которые предпочли остаться в родном доме вопреки войне. Именно один из них зайдет в наш дом на второй день, и перевяжет проволкой ворота чтобы никто не смог зайти внутрь.

Помню как рассказывали что в те дни было совершено очень много краж. Пользуясь неразберихой, жители соседних сел пришли в наше село и грабили дома. Домам что на нашей улице повезло больше остальных. На наших воротах не было даже следов от пуль.  Пару домов что на верхней улицу поравнялись с землей. Помню как дядя рассказывал что на второй или на третий день в его ворота постучались двое беглых милиционеров, которые попросили его спрятать их от идущих по пятам боевиков. Дядя же, на свой страх и риск взял на себя такую ответственность и впустил беглецов-незнакомцев внутрь.  Переодев их в свою одежду, спрятал амуницию под диван. Действительно, через некоторое время к нему постучались те, кто шли следом  и стали расспрашивать о тех двух милиционерах. Спектакль прошел успешно и они покинули владения гостеприимного хозяина.

Так всегда в жизни, стоит только привыкнуть к чему нибудь приятному, так должны произойти перемены. Я задумался о школе. Еще 4 дня назад впервые пошел в третий класс, а теперь приходилось ломать голову над учебным будущим. Пойду ли я в городскую школу? Если пойду, то непременно  в гимназию, потому как 2 первых года  я провел именно в гимназии. Мать уже несколько часов говорила о том, что отец опаздывает, не случилось ли чего. Спустя некоторое время он вернулся  и рассказал вот что. Заехав в село, ему путь перегородили милиционеры и не разрешили проехать дальше местной больницы, что в 150-200 метрах от нашего дома. Отец решил оставить машину возле больницы и пошел пешим шагом очень медленно, вдоль соседских стен  упираясь об нее спиной. Забрав родителей, они последовали по тому же маршруту и таким же темпом к машине.

Прошло пару дней, мы обживались на новом месте. 5 человек в одной комнате - это как старая обувь которую одели на ногу которая переросла ее на несколько размеров. Благо, в квартире имелась некоторая мебель и немного кухонных приборов, оставшиеся от парня который арендовал у моих родителей эту квартиру и съехав пару месяцев назад, не успел забрать свои вещи. На 4-м этаже, прямо над нами жила небогатая семья – женщина –водитель троллейбуса с сыном, братом и старой матерью. Очень добрые и отзывчивые люди. Время от времени кто то из нас поднимался к ним, чтобы воспользоваться телефоном. Позже мы обнаружили что недалеко от нас находился переговорочный пункт, и мы перестали беспокоить соседей по поводу телефона. В те дни мать, как положено  беженке, была нервной и замечала на улице предметы или людей на ее взгляд подозрительной наружности. Однажды даже вызвала милицию, по поводу грузовика который несколько суток стоял в нашем дворе. Разумеется никого криминала не было. И по сей день эту историю вспоминаем не без улыбки.

Тем временем в селе проходила зачистка. По радио часто объявляли  об успешно проведенной спецоперации, или о том что обнаружен тайник с оружием. Помню как двоюродная сестра позже рассказывала что лично видела Хаттаба, и что он прятался в их доме, а иначе как объяснить эти надписи на их полуразрушенных стенах.  Надписи подобно этой - «свобода или смерть», «джихад», «Аллах акбар» были почти в каждой комнате. Хотя, осталось одно слово – комнаты.

Когда все стихло, слетелись корреспонденты разных каналов. Кого то из жителей публично обвиняли в помощи боевикам, чьи то имена были написаны в местной газете.  Больше всего превозносили начальника милиции. Мне же казалось, что на войне нельзя выделять кого то одного, если он не является трусом или предателем. Война – дело командное. Возможно читатель меня осудит за подобное высказывание, и что недаром страна знает имена своих героев, и  в какой то степени будет прав.

Старики винили во всем государство. Жалели что Сталина нет, и что Россия утопает в коррупционном беспределе. А тем временем к нам ненадолго подселился двоюродный брат Рустам. С ним бывало жутко интересно. Из за него мы оба начали бояться огромного кота, что обитал в нашем подъезде. Прохладным осенним днем, он упал в канал и некоторое время был обижен за то, что я не успел подать ему руку. Но я хотел это сделать, только не знал как, ведь я не бы не достал до него даже если бы мои руки были в два раза длиннее.

Меня отправили в школу №28. Не только меня одного, а всех нас. Проучившись пару дней в 3-Б мне начало казаться что все в классе смотрят на меня как на всезнайку. Эта программа была пройдена мною еще во втором. Позже меня перевели в 3-В и все изменилось. В 3-в были конкурентоспособные дети, и учеба вновь приобрела интерес. В первый же день, после последнего урока одноклассница заявила что меня хотят избить мальчики и посоветовала быстрее шагать в направлении дома.

Пора бы уже заканчивать эту историю из моего детства. Право не знаю что написать. Было бы жутко приятно если бы мои дети, внуки когда нибудь прочли это и узнали как все было на самом деле.


P.S.  история была написана за 2-3 часа, слушая мелодии знаменитого итальянского композитора  Людовико Эйнауди. Он действительно хорош. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий