Об образовании


28.05.2014

Я никогда не считал себя тупым, но и гением себя не чувствовал, хотя многие положительно отзывались о моих способностях. Гениальность бывает разной: от примитивной начитанности и обширных эмпирических знаний, до ментальных умений и дедукции. Даже если я и гений, то гений по моей мозговой библиотеке. Это очередное проявление отсутствия крепкой, всепроникающей веры в себя. Однако мне часто приходилось чувствовать себя тупицей – на уроках алгебры, а после и геометрии. Я не знал, не учил, не понимал и не хотел понимать точные науки. Я просто хотел написать экзамен на нормальную оценку. Это было моим стремлением. Мне не нужно было понимание предмета, мне нужна была оценка на ЕГЭ. Обычно, если ты понимаешь предмет, то ты можешь прийти к таким выводам, к которым невозможно прийти, опираясь на одни лишь знания. У меня не было ни того, ни другого. Пустая голова, пустой справочник, пустая тетрадь.

Сами же точные науки (за исключением химии и прикладной физики, если вам вздумается отнести их туда) были мне неинтересны. Расчеты, синусы, параболы. Какой от этого толк, если ты даже не умеешь преобразовывать выражения? Я никогда не уважал математику и никогда не уважал общественные науки. Числа для меня являются слишком абстрактным понятием, чтобы заострять на них свое внимание. Нужно забивать свой мозг тем, что тебе необходимо. Шерлок Холмс, например, не знал, что Земля вращается вокруг Солнца, но различал 243 вида табачного пепла. Теперь подступимся к общественным наукам. Давайте представим, что все люди исчезли.  Жизнь останется, законы физики и химии тоже останутся. А что ваши «мораль, общество, законы»? Они исчезнуть вместе с людьми. Природе будет лучше без людей. Не будет промышленных выбросов, не будет войн. Вся ваша гуманитарность канет в Лету. Мы сами придумываем проблемы. Не было проблем – взяли и создали мораль. Теперь оцениваем все с ее точки зрения. Все это лишь жалкие субъективные потуги людей в надежде упорядочить самих себя. Этот субъективный мусор ничто по сравнению с объективностью материального мира. Какое дело Вселенной до человечков, копошащихся в своем маленьком, молодом, но уже загаженном мирке?


Еще меня донимает идея о модификации нашей системы образования. Почему необходимо учить то, что тебе не пригодится и неинтересно? Ведь это мазохизм. Почему бы не создать разделение на профильное и базовое обучение по всем предметам, но с обязательным минимумом профилей? Люди бы расставляли приоритеты, не нервничали по поводу тех предметов, которые являются для них просто галочкой в аттестате.  Каждый талантлив по-своему. Есть отличные математики, не понимающие принципов программирования, а есть гуманитарии, ноющие, что они не понимают алгебру, но, тем не менее, решающие задачи.  Нет человека без таланта - есть человек, не раскрывший свой потенциал. Однако лодка мечты разбивается о камни рутины и мазохизма ненужных предметов.

Другой проблемой нашей системы образования является оценивание. Дети стремятся за оценками, а не за знаниями. Списывания ради пятерки, а в голове ветер. Лично со мной произошла ситуация, когда преподаватель накричал на меня и моего одноклассника из-за наших оценок по предмету. Препод сказал, что завучи будут требовать с него для нас оценки. Мои слова о том, что нужно ставить то, что заслужил, а не то, что требуют, отозвались еще большими криками учителя. Конечно, такие «крамольные» мысли разрешены ученику, который через год покинет школу, но неприемлемы для учителя, которого могут уволить за это. Кажется, что дворянское чинопочитание осталось до сих пор, и люди боятся высказывать свои идеи открыто, тем более своему начальству.

Раньше наше образование было на первом месте в мире. Советский фундаментальный подход к знаниям обходил прикладной западный. Но Советов не стало, а запад живет. Сформировалась и продолжает формироваться «общемировая» культура с голливудскими фильмами, макдональдсами, общими идеями.  Это вынуждает изменить систему образования в пользу прикладной. Однако внутри меня возникает противоречие. Те, кто хочет учиться – будут учиться, а те, у кого есть богатенькие родители, и есть высокая вероятность занять пост по связям будут дальше тупеть. Кто хочет стремиться, тот стремится. Вопрос в том, сколько таких людей? 

1 комментарий: